Портрет классицизма

Портрет классицизма

Реализм и портрет в XVIII веке

 

Социальный и психологический анализ нашли блестящее воплощение в искусстве, связанного с революционным переворотом во взглядах на ценность личности. Особенно ярко этот переворот отразился во французском портрете конца XVIII века, утверждавшем новый идеал человека — независимого, здравомыслящего, с прочными моральными устоями.

Отмечая в моделях эти качества, портрет помогал утверждению нового в жизни. Здесь мы опять со всей отчетливостью видим, как избирателен портрет к моделям и насколько богатыми воспитательными возможностями он обладает.

В произведениях Жана Антуана Гудона, Жана-Батиста Пигаля, показывающих передовых людей и мыслителей, уважение к личности портретируемых оттеняется предельной естественностью поз, простотой изображения, обычно избегающего драпировок, аллегорических мотивов и атрибутов. Историки справедливо отмечают, что созданный Гудоном образ Вольтера стал памятником эпохе Просвещения с ее беспощадной критикой предрассудков и уважением к смелой мысли. Реализм углубил содержание общего.

Стиль архитектуры и других видов искусства всегда накладывал отпечаток на композицию станковых произведений и что это видно, в частности, на примере произведений эпохи классицизма.

В соответствии с требованиями стиля классицизма портреты приобрели вид античных герм. Утяжеленная нижняя часть бюста имела прямые среды груди и плеч и устанавливалась на постамент без подставки (работы С. Гальберга и др.). В подходе к характеристике людей было также немало заимствовано от античного портрета-обобщения.

Стремление к наглядности воплощения идеала приводило, например, к тому, что скульпторы несколько «улучшали» модель, делали черты лиц более правильными и старались придавать всем лицам выражение спокойного достоинства. Здесь мы имеем дело с попыткой возродить как форму, так и содержание античного портрета-типа, портрета-обобщения. Однако в новых условиях эта попытка не всегда приводила к органическим решениям, и если стилистической связи с архитектурой авторы добивались, то полностью использовать античные принципы образной характеристики не всегда могли из-за несоответствия норм античного искусства современным. Между идеальным и реальным в жизни существовал значительный разрыв. Об этом можно судить, например, по портрету И. Крылова работы С. Гальберга. Бюст, решенный в виде гермы, показывает великого баснописца внешне спокойным, как само воплощение мудрости и силы. Но истинной гармонии в душе человека нет. Легкий наклон головы и нахмуренные брови придают образу сдержанную тревогу, как бы отражающую опасения художника за свою судьбу.

Со временем скульпторы отказываются от формы герм и переходят к иным изобразительным решениям.

Портет в XIX веке

Интерес демократической общественности к современности заставил художников XIX века с большим вниманием отнестись к изучению самой жизни и в ней искать идеи и образы. Искусство проникается демократическими идеями. Появляются портреты людей самого разного общественного положения.

Интерес к повседневности привел к тому, что в портрете начинают чаще использоваться элементы бытового жанра. Он становится правдивее, иногда даже несколько будничнее. Усиливается забота о естественности позы, модель показывается в непритязательной домашней одежде, в типичной для нее среде. На данной стадии развития портрета это было важным завоеванием.

Скульпторы расширяют круг портретируемых и подчеркивают этнические черты людей разных национальностей. Правда, пока это лишь беглые зарисовки, ценность которых в объективности изображения. Но жизнь охватывается ими намного шире прежнего и, показанная без прикрас, заставляет зрителя зорче всматриваться в действительность, делать свои выводы из наблюдений. Общее здесь опять изменилось.

Композиции этого времени разнообразятся. Модель в них все чаще вступает в «разговор» со зрителем, обращаясь к нему взглядом. В портрете Жорж Санд французского скульптора А. Каррье-Беллеза известная писательница показана так, как будто она является собеседницей и, слушая, чуть улыбается про себя.
Увеличивается спрос па портретные статуэтки — так называемую кабинетную скульптуру. В России такими были работы И. Гинцбурга (портреты И. Шишкина, В. Верещагина, представляющие собой, в сущности, жанровые зарисовки с типичным для них вниманием к обстановке) .

Портрет XIX века вообще необычайно разнообразен. Говоря о нем, нельзя не вспомнить об успешно развивавшемся воображаемом и историческом портрете (работы М. Антокольского), о портрете-типе, посвященном изображению тружеников, о портретной фигуре.

Виднейшую роль в развитии психологического направления в портрете сыграли прекрасные работы О. Родена; важный вклад в него внесли также тонкие по настроению портреты скульпторов А. Голубкиной, В. Домогацкого, П. Трубецкого и др. Появился жанр портрета-настроения (произведения обычно носили названия «Грусть», «Размышление», «Тоска», «Одиночество»). Эти портреты своеобразно запечатлели время. Их популярность была велика не только в столицах, являвшихся центрами художественной жизни — в Петербурге, Вене, Мюнхене, Варшаве, Берлине, но и во многих других городах, где интерес к ним становился едва ли не подавляющим. Противоречия нового века сказались в росте популярности произведений пессимистического содержания.