Однофигурная композиция

Однофигурная композиция

Тематическая композиция в скульптуре

 

Название «тематическая композиция» объединяет произведения такого широкого содержания и разнообразного внешнего вида, что, казалось бы, нельзя говорить об их близости друг другу, и тем не менее эти произведения обладают известной общностью. Название это появилось сравнительно недавно и, к сожалению, не очень удачно, так как неточно определяет суть вещей. Произведений систематических», т. е. без темы, вообще не бывает, разве что у абстракционистов, именующих свои творения «Опус № 1», «Опус № 10»; тематичность реалистического искусства очевидна. Из «Краткого словаря по Эстетике» следует, например, что тема — это «основной круг вопросов, поставленных художником в произведении искусства и раскрытых на определенном жизненном материале». Это значит, что, если нет темы, нет и произведения. Скульпторы иногда применяют название «композиция», но последнее также не совсем удачно, потому что оно с равным основанием может быть отнесено к работам любого жанра: и портретист и жанрист тоже компонуют свои работы.

Что же представляют собой произведения, скрывающиеся за названием «тематическая композиция»?

Скажем сразу, что нам пока придется говорить не обо всех видах произведений, а только о традиционных, т. е. существующих издавна. И вот тут-то мы встретимся с противоречием, состоящим в том, что современное название, так или иначе удовлетворяющее современным практическим требованиям, будет условным в отношении давно существующих произведений, никогда не называвшихся так. Мы имеем дело со случаем, когда традиционный жанр, дошедший до наших дней, настолько обновился по содержанию и форме, что, кажется, совершенно утратил связь со своим прошлым, в то время как эта связь сохраняется. Итак, мы говорим только об основном традиционном виде произведений, вошедших в современное понятие «тематическая композиция». Нас интересует, как сложился этот вид и каковы традиционные особенности произведений, определивших специфику жанра.

Нам придется говорить о широко известном виде произведений, с которым издавна связывалось даже самое представление о скульптуре: о больших статуях, занимающих почетное место в экспозиции каждого музея и художественной выставки. Эти мраморные и бронзовые изваяния, поражая воображение большими размерами, широтой замысла, оставляют в памяти неизгладимый след красотой форм и совершенством исполнения. Не случайно выполнение статуи всегда считалось экзаменом на зрелость мастерства. Создание статуи было конечной целью обучения во всех художественных академиях. К нему готовятся и молодые специалисты в вузах нашей страны.

Но статуя или, как говорят скульпторы, фигура (непортретная) — не единственный вид композиции в этом жанре. По традиции жанр «тематическая композиция» объединяет и другие произведения, в которых фигура человека дается крупным планом (превышает натуральную величину). Если фигура показана в ярко выраженном движении, то ее обычно называют не статуей, а однофигурной композицией, в которой имеется более или менее развитый сюжет. Ее разновидность — изображение человека, скажем, борющегося со львом или терзаемого орлом, диким кабаном и т. д. По существу, здесь две фигуры, но звери «в счет» не идут.

Итак, мы говорим о крупномасштабной фигуре человека, занимающей господствующее место в композиции. Показана ли она в покое или в движении, она всегда величественна, прекрасна, значительна. Уже одно то, что только тот скульптор вправе именовать себя композитором, который успешно выполнил фигуру, говорит, что работа над фигурой сопряжена с какими-то особыми трудностями и ответственностью. Мы не раз встречались с изображением человека, в том числе и с изображением человека в действии, и все-таки не слышали, чтобы мастеров бытового жанра называли композиторами. Очевидно, здесь имеет место какое-то очень существенное различие. Действительно, у статуарной скульптуры особое содержание и форма.

Статуарная скульптура

Статуарная скульптура

Закон, лежащий в основе классификации жанров скульптуры, — закон соотношения особенного и общего. Общее, как мы знаем, объединяет основные закономерности бытия, освещает мироощущение людей, а также философские, социальные, этические, эстетические проблемы.

Читать дальше
Программная композиция

Программная композиция

В старых академиях тип статуарной скульптуры носил название программной композиции и представлял собой работы на заданную тему, — программу, отличительной чертой которой был благородно-возвышенный характер идей.

Читать дальше
История однофигурной композиции

История однофигурной композиции

Произведения, к которым мы будем обращаться, хорошо известны каждому, поэтому нет никакой необходимости их детально анализировать. Мы обратим внимание только на то, как они отображали жизнь типичными для своего жанра средствами...

Читать дальше
Однофигурная композиция в эпоху Возрождения

Однофигурная композиция в эпоху Возрождения

Периодом нового подъема (а по мнению некоторых, — становления) в истории жанра стала эпоха Возрождения. Учась у античных мастеров, скульпторы вновь используют приемы устойчивой постановки фигуры ...

Читать дальше
Однофигурная композиция в стиле Барокко

Однофигурная композиция в стиле Барокко

Художники барокко продвинулись вперед как в освоении формы, передаче движения, композиционном построении фигуры, так и в умении раскрывать человеческие чувства.

Читать дальше
Однофигурная композиция в 19 веке

Однофигурная композиция в 19 веке

В XIX веке с появлением бессодержательных произведений, внешне безупречных, но лишенных мысли, доверие к статуарной скульптуре стало постепенно ослабевать. Немалую роль в этом сыграла деятельность художественных салонов.

Читать дальше
Однофигурная композиция в 20 веке

Однофигурная композиция в 20 веке

Чтобы отчетливее увидеть единство традиций и новаторства в лучшей статуарной скульптуре конца XIX — начала XX века, имеет смысл остановиться еще и на таких, казалось бы, «нетрадиционных» произведениях, как «Идущий» и «Сидящий» А. Голубкиной.

Читать дальше