Бытовой жанр в 19-20 веке

Бытовой жанр в 19-20 веке

История бытового жанра в в 19-20 веке

 

Русская мелкая пластика XVIII—XIX веков была более декоративна. В фарфоре в XIX веке часто исполнялись сатирические портреты, фигурки простолюдинов — извозчиков, сбитенщиков и др. А официальное академическое направление держалось более отдаленно от повседневности. Сюжетная мотивировка поз и поступков героев долго не изменяла главному принципу академической статуарной скульптуры показывать человека в условной среде, по-античному обнаженным и как бы изолированным от реального окружения. Такие черты в значительной степени принадлежат даже выразительным скульптурам «Мальчик в бане» С. Иванова и «Мальчик-скульптор» Ф. Каменского. Однако вторая половина XIX века принесла новые веяния в академическую скульптуру, начавшую проявлять постоянный интерес к сюжетам из реальной жизни. В конце века в России появляются такие работы, как «Крестьянин в беде» М. Чижова и «Деревенская любовь» В. Беклемишева.

XIX век приносит в бытовой жанр требование углубленной передачи переживаний, настроений людей, самой четкой социальной характеристики образов. В круг изображаемых лиц попадают крестьяне, представители социальных низов, нищие. Они изображались сочувственно. Поднимая актуальные темы, жанристы помогали скульптуре занять активные позиции в то время, когда под влиянием демократических идей искусство включалось в передовое общественное движение. Показывая бедность, бесправие народа, художники и скульпторы обличали пороки общества и укрепляли в людях сознание необходимости бороться с ними. Конечно, в русской скульптуре мы не найдем таких социально острых произведений, какими по праву гордится живопись. Но и здесь были свои успехи. Об этом говорят даже небольшие работы «Нищий» и «Пашня» Л. Позена.

Другую линию бытового жанра в начале XX века представили произведения талантливого мастера импрессионистической школы П. Трубецкого, меткие зарисовки картин городского быта которого были менее социально значимы, но показали большие возможности жанра в раскрытии чувств и настроений людей. Кого бы ни изображал скульптор, будь то мужик в «Московском извозчике» или богатая дама («Дама в кресле»), он старается передать внутреннее состояние персонажей и ту особую неповторимую атмосферу, которая их окружает. Сила воздействия его произведений привела некоторых к убеждению, что его путь наиболее приемлем для бытового жанра, и даже само понятие «бытовой жанр» с тех пор нередко связывалось с произведениями только камерного плана. Но практика показывает, что домашний и общественный быт в разнообразных решениях имеют одинаковое право на воплощение в искусстве. Об этом говорят многие современные работы.

В XX веке бытовой жанр обогатился смелыми завоеваниями многих скульпторов. В нем появились сцены, характерные именно для нового, сложного века. Обратившись к неприкрашенной повседневности, скульпторы сумели найти типичное даже в самых, казалось бы, незначительных делах. Они показали, как ведут себя люди, например, на заседаниях, за чтением газет и т. д. В эпизодах видится монотонная жизнь горожанина, обилие его обязанностей, утомленность.

Финский скульптор А. Каасинен в жанровых сценах из жизни крестьян запечатлел жизнелюбие, неиссякаемый юмор народа. Эти черты отчетливо раскрыты в его «Бане» и «Проводах на учебу». Чудаковатые старики, словоохотливая старуха, задиристые парни обрисованы им очень тепло. Раскрытию быта и нравов народа помогает пластическая манера, близкая к народной резьбе по дереву. От этого формы приобрели нужную грубоватость.

Не останавливаясь на множестве других интересных примеров, можно сказать, что пути развития бытового жанра были очень разнообразны, а его возможности художественного освоения мира — широки.

Своеобразное сочетание особенного и общего сделало бытовой жанр вполне самостоятельным. Однако он не отделяется стеной от остальных жанров скульптуры. Черты бытового жанра нередко проникают в произведения других жанров.

В итоге мы должны отметить самую ценную черту бытового жанра, привлекающую к себе серьезных художников: его кровную связь с реализмом, с объективным, правдивым отображением жизни в формах самой жизни, с таким ярким и наглядным рассказом о действительности, каким не обладает ни один другой жанр.