Типы многофигурной композиции

Типы многофигурной композиции

Особенности формы многофигурной композиции

 

Типы многофигурной композиции были разнообразны. Но поскольку способ воплощения общего в них аналогичен тому, что мы рассматривали, говоря об однофигурной композиции, здесь имеет смысл остановиться лишь на некоторых особенностях ее формы.

Для многофигурной композиции важно такое построение группы, при котором каждая фигура органически согласуется с другими и в то же время не теряет собственной роли. Этот момент очень сложен, например, в двухфигурной композиции. Как передать различие характеров или положений героев? Исполнители ищут решение, чтобы скульптура, изображая несхожие персонажи, не делилась на самостоятельные части, не утомляла монотонностью очертаний, была лишена плоскостности, если фигуры стоят рядом и при рассматривании сбоку могут заслонить друг друга, и одновременно самим построением раскрывала характер отношений героев, суть конфликта. Разработке этой задачи были посвящены уже произведения мастеров древности, например «Орест и Пилат». Пластическая связь двух стоящих фигур осуществлена здесь за счет небольшого поворота каждой из них в направлении друг к другу, а также за счет согласованности общих очертаний и движений фигур, передававших взаимную привязанность людей.

Чаще же двухфигурные композиции решаются «комбинированием» поз сидящего и стоящего человека или сидящего и лежащего, а также изображением борющихся людей и т. д. Выразительности пластического решения способствует удачно выбранный сюжет. Об этом свидетельствуют все культовые изображения Марии с телом Христа, в том числе знаменитая «Пьета» Микеланджело. Уравновешенность композиции «Пьеты», очертания которой вписываются в равнобедренный треугольник, раскрывает типичные для людей Возрождения представления о прекрасном как воплощении величавого спокойствия и, таким образом, еще раз напоминает о том, как тесно композиционное построение связано с идеей произведения.

В противоположность устойчивым построениям двухфигурных композиций Возрождения скульпторы барокко стремятся к подвижным, асимметричным решениям, выражающим идею взволнованного, порывистого движения. Диагональное построение «Аполлона и Дафны» Л. Бернини отчетливо раскрывает напряженный конфликт.