Анималистический жанр в 20 веке

Анималистический жанр в 20 веке

Анималистический жанр скульптуры 20 века

 

В конце XIX — начале XX века анималистическим жанром занимались многие скульпторы. Например, в Германии был широко известен А. Гауль («Львята» и другие произведения).

С усилением интереса к стилистике формы в произведениях на анималистическую тему начинают ярче отражаться тенденции разных направлений — кубизма, модерна. В работах этого плана внешняя характеристика обычно довлеет над внутренней так, что стилизованное изображение получает декоративный характер. Удлиненные, манерно изогнутые и нарочито усложненные линии типичны для всех произведений модерна; обобщенные, геометризованные формы — для всех работ кубистического плана. Декоративные формы дают возможность хорошо представить стиль, вкусы людей определенного времени, но очень мало помогают познать сам объект изображения. Такой подход не соответствует специфике станкового искусства. Ему несколько ближе такие работы, как выразительный «Петух» и другие скульптуры Ф. Помпона, изображения лошадей и всадников М. Марини.

Образы животных у Марини символичны. Проникая в характер и состояние натуры, скульптор заостряет в ней черты беспокойства, нервозности, деформирует фигуры, чтобы отчетливее запечатлеть трагизм положения прекрасных и несчастных существ в век господства бездушных машин. Мысль скульптора в конечном счете возвращается к человеку, к его положению в мире.

Однако стремление к стилизации привело некоторых мастеров к совершенному абстрагированию от реальности, о чем можно судить по крайне условной композиции К. Бранкузи «Птица» и многим произведениям современных скульпторов-абстракционистов.

В целом же, как мы видели, анималистический жанр накопил очень богатый опыт образного познания мира.